Музыкальный руководитель

Волошина Татьяна Владимировна

                   высшее образование                

высшая квалификационная категория 

стаж по специальости — 12 лет

сайт педагога: https://nsportal.ru/rosalin79

1997 г. Участница камерного хорового коллектива «Благовест».

1998 г. Участие в 16-м Международном конкурсе духовной музыки (I-е место). Диплом лауреата. 

2001 г. Участие в 11 Международном фестивале духовного искусства в Испании. С дальнейшими гастролями по стране и островах Канарского архипелага, с произведением Воронежского композитора Т. А. Шипулиной «Сын человеческий» по заказу Министерства культуры Испании.

2006 г. приняла участие в областном конкурсе «Растим патриотов России». Получив диплом в номинации «Методические материалы по организации  возрождения всероссийского тимуровского движения и оказанию помощи ветеранам, вдовам погибших и умерших участников ВОВ, локальных войн и конфликтов в мирное время». 

2013 г. Победитель в номинации «Личностно-ориентировнанный подход в образовательном процессе» муниципального профессионального конкурса «Воспитатель года – 2013» («Педагогический Олимп – 2013») в рамках IV городского фестиваля педагогического мастерства «От призвания к признанию – 2013»

**********************************************************************************************

А не поиграть ли нам со звуками…?

**********************************************************************************************

**********************************************************************************************

**********************************************************************************************

Музыка  как  средство  коррекции  поведения  и  развития  коммуникативных навыков  дошкольников

**********************************************************************************************

Можно ли нарисовать музыку?

**********************************************************************************************

Классическая музыка для прослушивания с детьми

**********************************************************************************************

­­Это интересно узнать…

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен, Бах… Известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть профессиональные качества передаются с генами? Может быть сын учёного, повзрослев, станет учёным? А сын писателя — писателем?

Можно нередко услышать «Должно быть, мой ребёнок пошёл в отца, у него совсем нет слуха», достаточно распространённая формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако всё в действи­тельности не так, а несколько иначе.

Жизнь гораздо интересней, и не так уж редки случаи, когда ребёнок учёного становится врачом, а писателя — скрипачом, и объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Это определяет в будущем способности и характер человека. И если сын музыканта определя­ет ту же профессию, что и отец, то причина в том, что воспитывался он в ат­мосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкаль­ной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Имен­но они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является аб­сурдным. Считается, что если для музыкального развития ребёнка с самого детства созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека слухом. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к соб­ственному голосу, голосам птиц и животных, шорохам леса, листьев и завы­ванию ветра, люди научились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать, как рождалась музыкаль­ность – природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже го­ворилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства –  хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь.

**********************************************************************************************

Нужен ли ребёнку кукольный театр?

Живая кукла — возможно ли это?

          Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими друзьями по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, ещё более далеки от желаемого «оживления», которого желает ребёнок. Но, оказывается, чудо «живой» игрушки всё-таки возможно!

          Речь пойдет об удивительном создании рук человеческих – кукле-перчатке. О тряпичной мягкой кукле, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний. Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить малыша с этой игрушкой? Если «да», то вспомните его первую реакцию. Ребёнок уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. И тут вдруг он видит куклу, которая тянется к нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с ним будто сама собой… Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – всё одновременно выражается на лице крохи. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.

                            В чём же преимущества такой игрушки?

          Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С её помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить всё то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.

          Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несёт некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – весёлая или грустная – изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мультфильма или телефильма. Играя с куклой, ребёнок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным…

          И наконец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не малыш, он – взрослый: решает взрослые вопросы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.

Для какого же возраста подойдёт эта игрушка?

В принципе, начинать знакомить малыша с куклами-перчатками можно уже с 1,5 лет. Для начала родители сами выступают в роли актёра. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж расскажет и покажет малышу сказку. Ребёнок пока будет зрителем, а сказочный герой вовлечёт малыша по мере разворачивания сюжета в примитивные совместные действия.

В 3 года ребёнок уже может самостоятельно играть с куклой-перчаткой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 3 – 4 действий и озвучивая эти действия. Малыш с удовольствием подхватит игру, начатую взрослым, а фантазия уже позволит ему использовать в игре воображаемые предметы и предметы-заменители.

К 4 годам малыш научился хорошо говорить и может на равных с взрослым или сверстником организовывать театрализованные представления. Теперь для ребёнка становится чрезвычайно важной следующая ступень – построение и развитие диалогической речи. Ему важно обогатить опыт общения в различных ситуациях. И нет лучшего помощника для ребёнка в этом деле, чем тряпичная кукла-перчатка или, что ещё эффективнее, набор кукол-перчаток – героев сказки, то есть, кукольный детский театр. Приобрести эту игру не составит труда: кукольные наборы можно купить сейчас в детских магазинах развивающих игр или сшить взрослому.

Подражаем, сочиняем, говорим… и взрослеем!

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребёнка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребёнка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов («жили-были», «жить поживать да добра наживать», «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», «бил-бил, не разбил»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребёнка при произнесении сказки вслух.

В театральной постановке может участвовать вся семья, а, чтобы ребёнку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из малышей выберет героя, который ему симпатичен. Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа. «Я — лягушка-попрыгушка», «Я — лисичка-сестричка», «Я — волчок–серый бочок» – каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер. И помните, театр – это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую «магическую» обстановку: полумрак, кулисы, с помощью разноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.

Но вернёмся к разговору о полезности. Что ещё даёт ребёнку игра в кукольный театр? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребёнку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением «настоящего» мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития малыша процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребёнок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребёнок учится самоопределению.

Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребёнку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.

Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребёнку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и «правильно» сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу и даёт малышам игра в кукольный театр.

**********************************************************************************************

Консультация для воспитателей

«Музыкальное воспитание

 и   экология» 

Основная задача воспитания в ДОУ – гармоническое, всестороннее развитие личности ребёнка. Эту задачу выполняет, и музыка «Надо помочь ребёнку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать…» (Н.К. Крупская). Через музыку учить детей быть милосердными, любить и беречь красоту природы, способствовать тому, чтобы дети были любознательными, умели вести себя в природе, учились слушать музыку дождя, ветра, шелест листвы, пения птиц, жужжания пчёл, стрекоз, шмелей и не мало важно – звуки тишины.

     Музыкальная деятельность включают такой вид деятельности, как слушание. Слушание музыкальных произведений способствует воспитанию многих положительных качеств личности ребёнка и в том числе, всего коллектива детей.

     В старшой возрастной категории в течении года, проходит знакомство с тремя темами по слушанию музыки: первая – «Какие чувства передаёт музыка?» – посвящена знакомству детей с эмоциональным содержанием музыки, с её жанрами, характером. Например, в пьесе «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева дети различают спокойное, нежное, неторопливое звучание мелодии, ощущают плавное движение в аккомпанементе, отмечают смену регистров.

     В пьесе «Зима» М. Крутицкого – сдержанное звучание мелодии, рисующей картину суровой, снежной зимы, через преобладание низкого регистра в мелодии.

     Вторая тема«О чём рассказывает музыка?» Например, в пьесе «Белка» Н. Римского-Корсакова дети воспринимают лёгкое, изящное звучание пьесы в высоком регистре, узнают её, высказываются о её характере и различают образ белки, грызущей орешки. Чтобы детям был более понятен этот образ, можно послушать отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

     В пьесе «Море» (вступление к опере «Садко») Н. Римского-Корсакого, картина могучего, грозного моря, образ то усиливающихся, то затухающих волн. Разнообразие динамических оттенков.

    Третья тема – «Как рассказывает музыка?» Дети учатся различать средства музыкальной выразительности. Так, в пьесе «Песня жаворонка» П.И. Чайковского дети различают и сравнивают яркие средства выразительности в соответствии с содержанием пьесы, передающей образ наступающей весны: нежный, светлый характер, высокий регистр; характерное музыкальное заключение – выразительно-изобразительные средства, характеризующие пение жаворонка.

     Для того, чтобы усилить интерес к пьесе или песне, перед их исполнением можно показать несколько слайдов или репродукций с изображением картин зимней, весенней, осенней, летней природы. Можно предложить детям на прогулке осмотреться вокруг, увидеть красоту природы в любое время года, прислушаться к голосам многогранной природы и т.д.

     Не мало важная роль,  здесь воспитателя, помочь широко открыть детям душу, сердце. Увидеть через красоту звуков, красоту каждого цветка, каждого листочка, каждой птички, каждой букашки. Обратить внимание на жуков, на божью коровку. Нельзя собирать их в коробочки, они приносят пользу. Можно вспомнить песню про жука «На лужайке у пенька…» Е. Трутнева.

У детей уже накопились знания об особенностях предметов. Экологические знания носят общий характер: дети имеют представления о временах года, замечают изменения в погоде и связь между некоторыми природными явлениями, знакомы с ближайшим экологическим окружением, умеют отличать деревья от трав, листья от цветов, называют цвет природных предметов, узнают овощи, фрукты, растения, различают высоту звуков, подражают голосам животных, птиц.

     Познавательные, эстетические и нравственные задачи формирования социально-экологического идеала, разумеется, решаются в единстве. Такое единство знаний, оценок поведения можно найти в народном творчестве, конкретно – сказках. Дети улавливают смысл, умеют следить за развитием действий, особенно детям доступны сказки о животных: «Колобок», «Три медведя», «Заяц, лиса, петух», «Теремок», «Маша и медведь». Эти сказки несут «экологическую информацию», дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Предлагаемые варианты сказок можно озвучить с помощью музыкальных, шумовых инструментов. И как следствие, в таком сотворчестве, могут принять участие все  дети.

Через сказку формируются элементы эстетико- и нравственно-экологического идеала, и очень важно, чтобы в реальной жизни этот идеал не расходился с поступками взрослых, которым ребёнок верит безоговорочно.

     «Музыка, как и всякое искусство, помогает детям познавать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к своей Родине, любовь к жизни, к человеку, к природе; интерес, чувства, а так же дружбы и взаимного уважения к другим людям» (Д.Б. Кабалевский). Различные виды искусства имеют свои средства воплощения. В литературе – это слова, в живописи – краски, в музыке – звуки. Музыка владеет самым выразительным языком, передаёт тончайшие оттенки чувств, переживаний человека. Музыкальный образ трудно поддаётся предметному описанию, но глубина его воздействия велика.

**********************************************************************************************

«Малышковый Сказо Град принимает всех ребят» в рамках городского фестиваля детской книги «Ты и я с книгой лучшие друзья»

**********************************************************************************************

**********************************************************************************************

**********************************************************************************************

Значение и специфика театрального искусства.

**********************************************************************************************

**********************************************************************************************

Игры на развитие художественного слова «Выручалки»

**********************************************************************************************

**********************************************************************************************

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 118» 

музыкальный руководитель

Волошина Татьяна Владимировна

 Использование здоровьесберегающих технологий

в музыкальной деятельности детей 

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ обусловлено следующими причинами:высокий уровень заболеваемости детей, эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка, отсутствие единого целостного  подхода в оздоровительной работе среди специалистов ДОУ, повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.

Основополагающей целью применения здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального развития дошкольников является организация единой оздоровительной работы ДОУ, направленной на целостное физическое, креативное и духовно-нравственное развитие личности ребенка.

Формами оздоровительной работы в регламентированной музыкальной деятельности дошкольников являются: музыкально-оздоровительные занятия (тематические); совместные с детьми и родителями оздоровительные праздники; индивидуальные коррекционные занятия (индивидуально дифференцированный подход); студия ритмопластики;  занятия фонетической ритмикой; логоритмика; музыкальное сопровождение режимных моментов, способствующее как активизации, так и успокоению центральной нервной системы ребенка; совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей в группе, основанная на здоровьеформирующих принципах;совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье, адекватная музыкальной деятельности в ДОУ.

Виды оздоровительной работы в процессе музыкального образования дошкольников:

Дыхательные упражнения.«Без дыхания нет жизни»: от правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. На музыкальных занятиях целесообразно учить детей правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений используются воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т.д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Увеличение продолжительности вдоха способствует успокоению и полной релаксации. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику. Использование дыхательной гимнастики приносят ощутимый результат в понижении заболеваний детей.

Вокалотерапия. Волшебный мир музыки окружает нас всюду, и целительная роль пения стала общепризнанным фактом. Пение- идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы- ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях — это бережное отношение к голосу ребёнка.

Музыкотерапия. Гармоничная музыка – лучший психотерапевт. В лечебных целях музыку применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Лучше использовать классическую музыку.

Для того, чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, детей необходимо настроить. Настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Для релаксации, которую я  включаю в процессе занятия после активных игр или подвижных танцев, надо лечь и расслабиться. Активные формы слушания музыки с просмотром репродукций, с применением стихотворений (эстетотерапия – то есть лечение красотой) положительно влияют на психоэмоциональное состояние. Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей. Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми. Улучшается речевая и сенсомоторная функция.

Очень полезно иметь в каждой семье «аптечку» с музыкально-терапевтическим набором аудиокассет. Устали, переутомились, пришли с работы в скверном настроении – включите антистрессовую музыку. Под воздействием такой музыки нормализуется давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Танцетерапия. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно-психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Улыбкотерапия. Здоровье детей станет крепче и от улыбки воспитателей, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, и процесс обучения проходит плодотворней. К тому же, у ребёнка появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

Если ребёнок поёт весёлую песню и улыбается, то звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Игротерапия. Творчество требует от детей координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на их психику, а значит на их психическое здоровье.Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребёнку эмоциональных переживаний. Для этого можно предложить детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку, исполнить пластическую импровизацию или исполнить партию на детском музыкальном инструменте.

Фольклорная арттерапия.  Русский фольклор – это целая система интегрированной арттерапии, включающая в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Знакомство с культурным наследием народа, имеет врачующее начало. Диапазон песен, удобный для детей, разнообразие игр, танцев и хороводов доставляет поистине колоссальное удовольствие детям.

Сказкотерапия. Сказка – любимый жанр детей. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. Я стараюсь как можно чаще включать сказки в содержание  сценариев утренников, да и на обычные занятия – это может быть  кукольная постановка, показ взрослыми сказки или детьми.

Праздникотерапия.  На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях имеет оздоровительный эффект не только для детей, но и для взрослых, которые испытывают на себе положительное влияние.

**********************************************************************************************

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ  НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека, а тем более на ребёнка. Она как положительно, так и негативно влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности и покоя, гармонии до беспокойства, подавленности и агрессии).

В связи с этим, важно обратить внимание на то, какую музыку вы прививаете для слушания вашим детям.

Возбуждающая, громкая, резкая, выражающая агрессивный настрой, лишает человека состояния уравновешенности, спокойствия, а при определённых условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в его поведении.

Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, умиротворения, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя. Развить концентрацию внимания, воображение, эстетическое начало.

А знаете ли Вы, что секундный звук способен изменить наше настроение на целый день? Вот пример чарующих звуков, которые приятны для восприятия:

  • «Пение» дельфина…
  • Трели птиц раннем утром…
  • Кошачье мурлыканье… (да, да, кошачье мурлыканье)
  • Дождь наполняет какую-либо ёмкость… (звук падающего дождя)
  • Смех… (смех продлевает жизнь, а вместе с этим создаёт хорошее настроение и не только тому, кто смеётся, а и всем остальным, кто так же наполнен этими эмоциями)
  • Журчание ручья…
  • Потрескивание поленьев…
  • Прибой…
  • Хруст снега…

Вернёмся к слову музыкальному…

Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Учёные, проведя многочисленные исследования, пришли к убеждению, что многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:

  • от нервозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка   Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева, звучание домбры…;
  • помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединённых занятий, возвышенная, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа…;
  • для профилактики утомляемости «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой – рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского…;
  • поднимают настроение, избавляют от депрессий, заряжают накал чувств – джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги¸ берущие своё начало от темпераментной африканской музыки…;
  • творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна…;
  • полное расслабление – «Вальс» Шостаковича из кинофильма «Овод», оркестр Пурселя, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова…;
  • нормализуют сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига…;
  • развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта…;
  • в качестве лечения от мигрени японские врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юмореску» Дворжака, а так же Джорджа Гершвина («Американец в Париже»).

Следовательно, разнообразное музыкально – эстетические впечатления человека, способствует развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным компонентом для интеллектуального совершенствования.

**********************************************************************************************

Учить стихи с детьми, легко …

Рекомендации взрослым, которые не знают, как подступиться к своему дошкольнику или младшему школьнику, когда нужно выучить стихотворение: к утреннику в детском саду, конкурсу чтецов, или «ёлке» в школе.

Незнакомые слова

Очень трудно учить стихотворение, когда ребёнок не понимает смысла некоторых слов (да если ещё и произносятся с трудом), трудно представляет, что там происходит в этом стихотворении и о чём вообще поэт пишет. Поэтому, выбирая стихи для разучивания, нужно обратить внимание не только на объём, но и на сложность текста – много ли в нём слов, совсем незнакомых ребёнку, насколько ему будут понятны авторские обороты речи. Прежде чем начать учить, объясняем ребёнку смысл новых слов, выражений и удостоверяемся в том, что он всё понял.

Для того, чтобы выучить текст, надо повторять много раз. Поэтому, стихотворение должно понравиться. Следовательно, большое значение имеет эмоциональный аспект – нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить или нет. Если нет выбора – учить стихотворение или не учить, стараемся вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Можно рассказать, чем лично оно вам понравилось.

Например:

  • какое стихотворение весёлое, озорное, оно поднимает настроение (или иное);
  • какое «звучит» добро, с какой теплотой автор относится к происходящему;
  • как красиво автор описал окружающую обстановку (мы прямо так и представляем себе парк после дождя, свежий, чистый воздух);
  • какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться;
  • если вы знаете что-то об истории создания стихотворения, о его авторе, это тоже поможет вызвать отклик у ребёнка и его выучить.

«У меня не получится!»

Очень трудно учить стихи, если ребёнок думает, что это трудно и что у него это может не получиться. Можно столкнуться  с такими словами: «Я не хочу. Не умею учить стихи. У меня память плохая. У меня всё равно ничего не получится!». Это означает, что ребёнок имел отрицательный опыт – ему не давалось какое-нибудь стихотворение, и взрослые вместо того, чтобы помочь, подбодрить, похвалить за его усердие, позволили себе его неуважительно критиковать, внушили мысль о не успешности.

Занимаясь с ребёнком любым делом, взрослые должны помнить о формировании у него положительной самооценки, веры в собственные силы. Очень важно во время занятий быть терпеливым, тактичным и обязательно давать положительное подкрепление его усилиям. Учить стихи – дело довольно сложное, требующее от ребёнка больших волевых и интеллектуальных усилий, и здесь нужно умение общаться с ним в положительном ключе.

А теперь о приёмах:

Чтобы легче была помощь ребёнку, текст надо иметь под рукой, а ещё лучше, знать наизусть.

Рисуем. Заводим альбом «Учим стихи» и зарисовываем в нём тексты всех стихотворений, которые учатся с ребёнком. Если он любит рисовать, клеить, предложите ему оформить красивую обложку.

Можно рассказать ребёнку  о поэте (хотя бы несколько слов) и так же схематично зарисовать.Если ребёнок пока рисует плохо, можно применить ваши рисунки или иллюстрации детских художников – главное, чтобы альбом и все стихи в нём привлекали внимание, вызывали положительный отклик.

Дети постарше могут порой очень самолюбиво относиться к сравнению своих рисунков и рисунков взрослого. Если ребёнок из таких «самокритиков», пусть будут работы, только ребёнка и обязательно найдите, что в них удалось, что нарисовано особенно выразительно.

Двигаемся. Этот приём приемлем с совсем маленькими детьми – или с детьми постарше. Главное не торопиться. Взрослый читает (или ребёнок, умеющий читать, читает сам) стихотворение два раза. Далее обсуждаем значение новых, незнакомых слов, кратко анализируем.

Потом желательно встать, текст положить так, чтобы в него было удобно заглянуть, и начинаем придумывать, как изобразить смысл стихотворения мимикой, жестами, движениями. И каждый раз, когда будем декламировать стихотворение, сопровождаем его этими движениями. Когда ребёнок уже почти выучил текст, можно «подсказывать» ему только движениями. Детям легче так разучивать, потому что к процессу запоминания подключается ещё и моторная, двигательная память.

Эхо.  Этот приём подходит при работе с детьми постарше, или в том случае, когда декламирование с движениями по каким-то причинам не подходит. Разучивая стихотворение, каждую строчку мы повторяем два раза: первый – с вопросительной интонацией, читает взрослый, второй (ребёнок) – так, как в тексте стихотворения. Получается необычный диалог, в котором и вопрос, и ответ совпадают:

Вы: Ручейки в лесу поют?

Ребёнок: Ручейки в лесу поют.

Вы: И подснежники цветут?

Ребёнок: И подснежники цветут.

Вы: Пробудились все от сна?

Ребёнок: Пробудились все от сна.

Вы: Значит, к нам пришла Весна?

Ребёнок: Значит, к нам пришла.

Получается, что каждый раз, когда ребёнок повторяет, делает ещё один шаг к запоминанию стихотворения.

Репетируем. Чтобы «отполировать» знание стихотворения, довести его буквально до совершенства (но не мучайте ребёнка повторениями, во всём нужна мера!), повторяйте его в повседневной жизни – когда одеваетесь-раздеваетесь, купаетесь; а так же на прогулке, качаясь на качелях, во время поездки в машине и т.д.

**********************************************************************************************

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Прежде чем, начать разговор о театрализованных играх как средство речевого развития детей дошкольного возраста, напомним о важности роли игры в жизни ребёнка.

Особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте

Каждый период жизни и развития ребёнка ха­рактеризуется определенным ведущим видом дея­тельности. В отечественной психологии под веду­щей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит, формирование основ­ных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, харак­терные именно для данного конкретного возраста.

Так, в период младенчества (до 1 года), веду­щим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение, в раннем детстве (от года до 3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном возрасте – учёба, в подростковом – общение со сверстниками.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений между собой, взрослыми и т.д.; уточняют и развивают свои знания об окружающей действительности. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал со­циальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя ребёнок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они носят изобра­зительный характер. Другой компонент игры правила. Благодаря ним, возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Особенности театрализованной игры в дошкольном возрасте

В театрализованной игре, уже через речевую интонацию, мимику, жест, пантомиму – ребёнок, с учётом своего жизненного опыта и своих эмоциональных особенностей учится экспансивно передавать характер игрового образа, управлять собой, активизировать внимание, сосредотачиваться на образе и донесения литературного текста (смысловой нагрузки). Театрализованная игра даёт не только большие возможности дошкольнику начать раскрываться творчески, но и служит обогащением кругозора, словарного запаса и служит средством его речевого развития.   

К. И. Чуковский, один из лучших исследователей формирования детской речи, писал, что дети, сочиняя или декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая в их смысл: их увлекают ритмика и созвучия стиха. Он также подметил синкретический характер детского поэтического творчества: детские стихи неотделимы от пляски, они её организуют. Дети прыгают, как «дикие», в своих массовых танцах, выкрикивая дразнилки, считалки, скороговорки. Они ни минуты не стоят на месте, то декламируя стихи, то напевая.

Важность мелкой моторики на пути к обогащённой, правильной речи детей в дошкольном возрасте

Первой ступенью на пути к красивой, правильной, обогащённой речи детей дошкольного возраста служит то, на сколько движения его пальцев рук в раннем детстве достигли достаточной точности. Другими словами, формирование устной речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важ­но и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке дви­жений пальцев (мелкой моторики) являются мощным средством повышения работоспособности голов­ного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у де­тей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психо­логи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятель­ность, память и внимание ребёнка.

Стихи, диалоги, монологи, сопровождающие упражнения, игры – это та основа, на которой формируются и совершенствуются: чувство ритма, нормализация и регулировка темпа высказы­вания. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почер­ка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска глас­ных).

Логоритмические занятия

Второй ступенью и основой развития устной речи детей дошкольного возраста, являются логоритмические занятия, которые решают следующие задачи:

  • активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
  • увеличение объема памяти;
  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • развитие артикуляторного аппарата;
  • формирование двигательных навыков.
Учёт возрастных особенностей в театрализованных играх

В младших группах развитие речи детей на музыкальных занятиях проводятся в форме игр-забав, например, это «Ладушки»«Идёт коза рогатая»«Сорока-белобока». Они помогают собрать, переключить внимание детей, внести разрядку в ходе занятия. В ходе игры, ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру. Цель таких игр – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчётливо произносить одно-, двух-, трёх сложны слова громко и шёпотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Артикуляционная гимнастика с детьми младшего дошкольно­го возраста включает несложные статические и динамические упражнения для языка и губ. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения проводят­ся с музыкальным сопровождением и без него. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласо­ванное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сна­чала движения, затем текст, потом все вместе.

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов – и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. В этом помогает пение разнообразных ритмических, складовых попевок, что весьма эффективно отражается на развитии артикуляционного аппарата и формирования правильного звукопроизношения. Проговаривания с одновременным похлопыванием, притопыванием, постукиванием пальчиком по ладошки очень интересны, познавательны для ребят. Например, народная прибаутка «Барашеньки» исполняется на одном звуке, где важно выдержать ритм, который сопровождает действия детей (строки 1 – 4 – притопывают, изображая барашков; строки 5 – 6 – подражают игре на скрипочке). Малышам 2х-3х лет можно иногда помочь, выполняя движения их руками, а также предлагать выполнять упражнения не под музыку, а под пение или чтение музыкального руководителя в удобном темпе. Дети 4х-5и лет могут выполнять самостоятельно под музыкальное сопровождение более сложные движения: идти пальчиком по колену (столу), загибать пальцы. Можно применить «чтение» упражнений – постукивание по карточкам с соответствующими слогами, выложенными в правильном или произвольном порядке. Дети, проигрывая упражнения, будут также с большим увлечением ходить по листам бумаги со слогами, разложенными на полу.

В старших группах вклю­чают двигательные, речевые и дыхательные упражнения, паль­чиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, танцы под ритмодекламацию, простую артикуляционную гимнастику, песни и стихи, сопровождающиеся движе­ниями.

Цель театрализованных играх

Театрализованные игры направлены не только на то, чтобы объе­динить творческие проявления детей, выявить их инициативу, вы­звать эмоциональный подъем, а так же позволяют активизировать,  задействовать ещё и малоактивных детей. В процессе игры дети закрепляют знания о том, что слова могут звучать громко и тихо, быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию, что звуков в них может быть много и мало и следуют звуки друг за другом в определённой последовательности, что в словах есть части (слоги) и одна из них ударная. Данный речевой материал способствует также обогащению словарного запаса детей, развитию их мышления, памяти, воображения.

Участниками театрализованных игр, игр-драматизаций могут быть дети младших и старших групп. Возрастной состав исполнителей определяет степень сложности игры. Воспитатели, музыкальный руководитель по­могают ребятам осваивать ту или иную роль, согласовывать свои действия с действиями других участников. Например, с детьми млад­шей группы хорошо провести инсценирование песен А. Филиппенко «Цыплята». С детьми средней группы – инсценировать песню «На лесной поляне» Б. Кравченко. Старшие дети могут разыграть не­сложную сказку, инсценировать стихотворение.

Содержание игр чаще всего носит познавательный характер (знакомство с творчеством композитора, писателя, поэта, с жанровыми особенностями искусства, с раз­личными сторонами общественной и социальной жизни). При этом, игра должна быть доступна возрастным возможностям детей, учитывать уровень их знаний, умений и на­выков.

Занятия проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателем или логопедом во второй половине дня.

Детям 3-4-летнего возраста предлагают небольшое количество материала для запоминания (2-3 игрушки, сигналы, движения). Педагог чётко формулирует задание и требует его после­довательного выполнения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, что­бы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность хорошо видеть преподавате­ля, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны, прежде всего, потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух одна из основ слуха музыкального. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп (агогика), ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок (линия), артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического применения в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста.

**********************************************************************************************

Десять причин, почему ребенку желательно заниматься музыкой…

Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста. В связи с этим особый интерес представляют возможности использования в обучении детей музыкального искусства.

Еще в древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на духовную сущность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. Современная наука преподносит нам неопровержимые доказательства этих влияний.

В трактате Кассиодора Сенатора «О музыке» читаем: «Музыка — наука о гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею».

Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль». В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

К XX веку постепенно стали накапливаться научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Эксперименты велись в нескольких направлениях: 1.влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; 2.влияние музыки великих гениев человечества; 3.индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; 4.воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. 

В XX веке интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти;
  • активизирует творческое мышление;

Следовательно, мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки, и она является своего рода предъязыком, ими продемонстрирована польза музыкального обучения с раннего детства и даже грудного возраста для тренировки некоторых специфических высших когнитивных функций. Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т.д.) открывают доступ к врожденным механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.

Теперь, перейдем непосредственно к десяти причинам, почему ребенку желательно заниматься музыкой. По мнению Д. Кирнарской, профессора, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных  доктора психологии и искусствоведения:

Почему?

     Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поет песни Чебурашки, и слуха у него нет; пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая…

     Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители.

Причина первая

     Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и  европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

     Внимание, родители невест!

Причина вторая

     Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в  будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

     Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

Причина третья

     Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом  доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

      Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

Причина четвертая

     Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала  музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.

     Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.

     Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

     Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

Причина пятая

     Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

     Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

Причина шестая

     Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами.

     Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

     Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

Причина седьмая

     Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

     Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

Причина восьмая

     Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

     Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

Причина девятая

     Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт  информацию по нескольким телефонам.

     Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

И, наконец, последнее…

     Музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

     Почему? См. пункты 1-9.

Детали…

     Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

     Альберт Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте;

     К тому времени, когда ему исполнилось 14, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно;

     На протяжении всей жизни Эйнштейн оставался страстным скрипачом, обращаясь к музыке во время творческих застоев. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: «Оба они имеют один источник и дополняют друг друга…» Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом любви к классике.

     Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения?

     Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру. 

**********************************************************************************************

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ, КАК СИНТЕЗ МУЗЫКИ С РЕЧЬЮ, ДВИЖЕНИЕМ, ТАКТИЛЬНЫМИ И ЗРИТЕЛЬНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ РЕБЁНКА

  Дошкольный возраст – уникальный период для  приобретения  свойств личности. В это  время закладывается  её  модель,  происходит  освоение  форм  позитивного общения с людьми.

Дети все очень разные и интересные. Каждый со своим характером, мироощущением, уровнем знаний и навыков. Это целый мир чувств и эмоций. Каждый ребёнок для своих родителей самый умный и талантливый. От него ждут положительных результатов обучения.

 Конечно, новую информацию дети впитывают как губки, поражая своими знаниями. Но что касается вопросов коммуникации, здесь нужно время. Ребёнку необходимо научиться ориентироваться в обстановке, приспосабливаться к обстоятельствам, искать гармонию между общественным и индивидуальным.

Период от 3 до 7 лет  — переход от детской зависимости к детской самостоятельности. И в первую очередь ребёнок решает для себя вопрос общения со своими сверстниками. Задача взрослого, помочь ему в освоении навыков общения, в умении устанавливать связи с другими детьми.

 В последнее время мы всё чаще встречаемся с речевыми нарушениями у детей, с их психо-эмоциональном расстройством, нарушением опорно-двигательного аппарата, что уже ведёт за собой дисбаланс  коммуникативной функции, появляется проблема с быстрой адаптацией ребёнка в новом коллективе. Ребенок  зажат (или  расторможен) и, как следствие, проблемы с общением. Поэтому   педагогам  следует  заботиться о  развитии  его   социально-эмоциональном  воспитании, о формировании  таких  качеств, как коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициатива.

 Совместная игровая деятельность на музыкальных встречах создает условия для более открытого проявления чувств, помогает преодолеть застенчивость и робость. Главное и самое важное – это атмосфера совместного сотворчества. У детей появляется здоровая увлеченность процессом, их внутренний комфорт становиться более раскован, почти сразу пропадает комплекс «я не умею», «меня не учили». Легкое, не авторитарное общение педагога с детьми во время совместной деятельности не только предоставляет возможность ролевых изменений, переключений, но и предполагает шутку, смех в затруднительных ситуациях. Всё это, является благодатной почвой, на которой всходят «семена» творчества, партнерства и, конечно же, это все влечет за собой потребность в общении со сверстниками и с взрослыми в процессе общения с музыкой.

 Чтобы создать психологически  комфортную атмосферу и активизировать творческую совместную деятельность, а заодно, в начале года выучить, как зовут новых ребят и взрослых, детей ждало упражнение по активизации песенного творчества, в дальнейшем оно трансформировалось в игру-приветствие «Добрый день!» у старших, и распевка приветствие «Здравствуйте!».

Здесь они учатся раскрепощаться друг перед другом, овладевают набором мимических движений, нужных для того, чтобы состоялась коммуникация, а также оценивают свое действие с действиями других детей.

Все это направленно на ощущение ребенка себя успешным, значимым в коллективе, что и приводит в дальнейшим к быстрой адаптации и получения удовольствия и желания заниматься музыкальной деятельностью, творчеством.

Поэтому музыкальная коммуникативная игра – это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями.

Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Применять их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

Коммуникативные игры, это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувство «локтя», а так же множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.

— игры — пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Репка», «Игра со стульчиками»,   «Бабочка и ветерок», «Волшебник и цветы», «Водоросли», «Бабочки и жуки»)

  — игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения  («Море волнуется», «Зеркало»,  «Мышки на зарядке», «Ткачи», «Король», «Позы»,  «Тряпичная кукла», «Водители машин»)

  — тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки  («Цепи кованные», «Гори ясно», «Горелки», «Волк и гуси»,  и т.п.)

Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

— ритмо–интонационные игры с именами. Эти игры являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание всех: представленный им образ тут же копируется всеми. Эти игры позволяют детям не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме  того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает  на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое четкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.

 Овладение навыками коммуникации позволяет приобрести ребенку инструмент для невербального и вербального общения, возможность быть принятым окружающими без всяких условий. Что позволяет ребенку быть самим собой, проявлять свою индивидуальность. «Развитие ребёнка в том и состоит, что он становиться тем, кем является: становиться самим собой» А.Мелик-Пашаев.

 Литература:

  1. Т.Э.Тютюнникова Уроки музыки. – Москва —  2001г.
  2. А.И. Буренина Коммуникативные танца-игры. —  С.-Петерб.: 2004г.
  3. И. А. Петрова Музыкальные игры для дошкольников.
  4. Клезович О. В.Музыкальные игры и упражнения развития для коррекции речи.  **********************************************************************************************